|
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Усилена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ст. 9.23 КоАП РФ).
Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» административная ответственность за совершение правонарушений в данной сфере усилена.
Так, за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может быть наложен административный штраф: на граждан – от 5 до 10 тыс. рублей (ранее размер штрафа был установлен от 1 до 2 тыс. рублей), на должностных лиц – от 25 до 100 тыс. рублей (ранее от 5 до 20 тыс. рублей), на юридические лица – от 200 до 500 тыс. рублей (ранее от 40 до 100 тыс. рублей).
Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным. Например, в случае если от заключения соответствующего договора уклоняется гражданин, на него может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей (ранее от 1 до 2 тыс. рублей), если от совершения указанных действий уклоняется юридическое лицо, оно может быть подвергнуто штрафу в размере от 200 до 500 тыс. рублей (ранее от 40 до 100 тыс. рублей).
Аналогичные размеры штрафа установлены законодателем за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Ужесточены требования к порядку сдачи жилых помещений в многоквартирных домах внаем или аренду
Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ внесены изменения в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми ужесточен порядок сдачи собственником принадлежащего ему жилья гражданину или юридическому лицу.
Согласно внесенным поправкам, собственник жилого помещения вправе сдать его гражданам по договору найма (в том числе краткосрочного найма) или по договору безвозмездного пользования, а юридическим лицам – по договору аренды, при условии, что будет обеспечено соблюдение прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Вводятся требования об оснащенности жилья приборами учета используемых энергоресурсов, о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом предусмотрено, что если предоставление жилого помещения нарушает жилищные права соседей, то последние вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Повысились размеры социальных выплат, пособий и компенсаций, а также размеры выплат по травматизму и профзаболеваниям
С 1 февраля размеры социальных выплат, пособий и компенсаций будут проиндексированы на 7,4%. Это касается отдельных пособий для семей с детьми.
Например, единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка увеличится до 24 604,3 рублей, а пособие по беременности и родам женщине, уволенной из-за ликвидации предприятия, составит 922,65 рубля. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим родителям после индексации будет варьироваться от 9 227,24 до 18 454,48 рублей. Повысятся и некоторые выплаты инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Соцтруда и Труда РФ, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
Индексация будет проведена с учетом уровня инфляции в прошлом году, она пройдет в беззаявительном порядке. Индексация с 1 февраля коснется максимальных размеров единовременной и ежемесячных выплат по травматизму или профзаболеваниям. Так, сумма единовременной выплаты увеличится с 131 731,99 рубля до 141 480,16 рублей, а ежемесячных – с 101 288,68 рублей до 108 784,04 рублей. Также возрастет размер ежемесячного пособия по травматизму или профзаболеваниям – с начала месяца он составит 435 136,16 рублей вместо 405 154,72 рублей.
Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в ст.261 Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которыми установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет.
Ранее такие гарантии были предусмотрены для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
В настоящее время расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Уточнены правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2024 № 316 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Так, внесенными изменениями уточнены сроки проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, оформления акта об обследовании его условий жизни, направления указанного акта гражданину, а также срок принятия органом опеки и попечительства решения о назначении или об отказе в назначении опекуна. Кроме этого, в новой редакции изложены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.
Ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации
Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели.
Возросло количество преступлений в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом.
В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации – является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация (один из видов информации) определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети.
Под неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации понимается получение возможности ознакомиться и (или) воспользоваться компьютерной информацией, путем проникновения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств или посредством социальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п.
Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.
Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 272 УК РФ, носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного или нескольких указанных в законе последствий: уничтожение информации - приведение ее полностью либо в существенной части в непригодное для использования по назначению состояние; блокирование информации - создание условий ее недоступности, невозможности ее надлежащего использования (например, изменение злоумышленником идентификационной пары (логин и пароль), используемой собственником страницы в социальных сетях); модификация (переработка) информации - любые изменения компьютерной информации, в том числе внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе; копирование информации - неправомерный перенос информации на другой материальный носитель.
Об ответственности номинальных владельцев банковских счетов, используемых при дистанционном хищении денежных средств граждан
В 2024 году дистанционным способом совершено более трети всех преступлений, большая часть из которых связана с посягательством на денежные средства граждан. До 1,7 млрд руб. возрос ущерб от «дистанционных» хищений, лишь более 1% от похищенной суммы возвращены владельцам.
Для вывода и обналичивания похищенных денежных средств мошенники используют банковские инструменты, в том числе счета (карты, логины, пароли), открытые на других лиц, а «продажа» банковских карт и их приобретение становится прибыльным «бизнесом».
Использование разных форм электронных платежей позволяет мошенникам в течение непродолжительного времени фактически завладеть похищенными денежными средствами, поэтому выявление и пресечение фактов неправомерного оборота электронных средств платежа и электронных носителей информации является эффективным средством противодействия IT-хищениям.
Статьей 187 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств.
В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», система дистанционного банковского обслуживания, средства доступа к ней (персональные логин и пароль), пластиковая карта являются электронными средствами платежа, представляющими собой средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Таким образом, банковская карта, как электронное средство платежа, является предметом ст. 187 УК РФ.
Правомерность же получения электронных средств и электронных носителей информации в организациях, осуществляющих банковскую деятельность, на наличие состава преступления не влияет при условии доказанности умысла на совершение этих действий и осознания лицом предназначения электронных средств, электронных носителей информации как платежных (прием, выдача, перевод денежных средств), а также возможности их использования в неправомерном качестве, что подтверждается осведомленностью обвиняемого о недопустимости передачи третьим лицам персональных данных, электронных средств, электронных носителей информации и одноразовых паролей в соответствии с правилами банка.
Наступление уголовной ответственности за использование родительского контроля на телефоне ребенка.
Программные средства (мобильные приложения) родительского контроля, устанавливаемые и на техническое устройство (как правило, смартфон), находящееся в пользовании родителя, и на техническое устройство, находящееся в пользовании ребенка, относятся к тем доступным инструментам, которые рассматриваются как специально созданные для обеспечения безопасности ребенка, ограждения его от неблагоприятного воздействия. Ряд из них, помимо возможности увидеть местоположение ребенка, получить тревожный сигнал при его нахождении в местах, не относящихся к разрешенным ему для посещения, совершить звонок даже при отключенном звуке сигнала телефона и т.п., позволяет также с использованием штатных (обычных) функций современных технических устройств в течение определенных временных интервалов слышать происходящее вокруг этого технического устройства.
Использование таких программных средств действующим правовым регулированием не запрещено и не ограничено. Само по себе приобретение (скачивание), установка на технические устройства и использование таких программных средств для целей осуществления родительского контроля в интересах безопасности ребенка не могут в системе действующего регулирования считаться противоправными.
Если родитель с помощью программы удаленного контроля на смартфоне ребенка прослушивает окружающую ребенка обстановку, то он не понесет уголовной ответственности по ст.137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни», если не преследовал цели собрать сведения о частной жизни других людей. Это следует из постановления Конституционного Суда РФ от 18.01.2024 №2-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке».
Вместе с тем, если будет установлено, что использование программного средства родительского контроля не только ситуативно (пусть и неоднократно) дало или могло дать доступ к информации о частной жизни других лиц, составляющей их личную или семейную тайну, но и преследовало цель собирания именно такой информации, то имеются основания для применения ч.1 ст.137 УК РФ.
Ответственность несовершеннолетних за участие в массовых беспорядках.
Неправомерное поведение несовершеннолетних всегда вызывало острую обеспокоенность и тревогу органов государственной власти и общества в целом. В настоящее время, когда активизировалась деятельность деструктивных субъектов, активно вовлекающих подростков в массовые несанкционированные акции, данная проблема приобрела особую остроту.
Следует помнить, как самим подросткам, так и их законным представителям, что такие мероприятия могут быть использованы для антиконституционных демонстраций, провокации общественных беспорядков и нарушения прав и интересов граждан.
Так, например, несовершеннолетний, являясь субъектом административных правоотношений, подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных:
- статьей 5.38 КоАП РФ (воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них);
- статьей 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования),
- статьей 20.2.2 КоАП РФ (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка);
- статьей 20.3.2 КоАП РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации).
Подросткам, достигшим возраста административной и уголовной ответственности, нужно помнить, что участие в незаконных массовых акциях в зависимости от конкретных обстоятельств может образовывать составы, как административных правонарушений, так и составы преступлений, за совершение которых в несовершеннолетнем возрасте лицо наказывается строго. А привлечение к установленной законом ответственности может негативно отразиться на их дальнейшей судьбе.
Установлен порядок применения запрета продажи отдельных лекарственных препаратов
Постановление Правительства РФ от 03.03.2025 N 257 "Об утверждении Правил применения положений части 2 статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". Документ определяет порядок применения положений части 2 статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", устанавливающих запрет продажи фармацевтическими организациями лекарственных препаратов: в отношении которых в системе мониторинга отсутствуют сведения о нанесении средств идентификации и (или) сведения о вводе в гражданский оборот; в отношении которых осуществлена блокировка внесения в систему мониторинга сведений о вводе в гражданский оборот, об обороте или о прекращении оборота; применение которых приостановлено по решению Минздрава; гражданский оборот которых прекращен; срок годности которых истек; в отношении которых не соблюдены требования, установленные на основании части 5 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Непосредственно перед продажей лекарственного препарата работники фармацевтической организации будут проверять его через систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. Лекарство не подлежит продаже в случае получения информации о его отнесении к числу вышеназванных лекарственных препаратов.
Расширен перечень уголовных дел, рассмотрение которых возможно в отсутствие подсудимого
Федеральным законом от 21 апреля 2025 г. № 101-ФЗ «О внесении изменения в статью 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» помимо тяжких и особо тяжких преступлений в перечень уголовных дел, рассмотрение которых возможно в отсутствие подсудимого, включены преступления небольшой или средней тяжести, связанные с антироссийской деятельностью:
- публичные призывы к терроризму и экстремизму, сепаратизму, массовым беспорядкам, к деятельности против безопасности государства, к введению санкций, развязыванию агрессивной войны;
- публичное распространение фейков;
- уничтожение либо повреждение воинских захоронений;
- дискредитация российских войск и властей;
- возбуждение ненависти либо вражды;
- неоднократная пропаганда либо публичная демонстрация нацистской символики;
- участие в деятельности и финансирование нежелательной иностранной или международной организации;
- содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных госорганов;
- незаконные задержание, заключение или содержание под стражей;
- уклонение от исполнения обязанностей иноагентов;
- участие в деятельности иностранной или международной организации, не зарегистрированной в России;
- реабилитация нацизма.
При этом УПК предусмотрен механизм отмены судебных решений, вынесенных заочно, в случаях личной явки подсудимого.
Ужесточат наказания за призывы к санкциям и дискредитацию Вооруженных сил РФ
Федеральным законом от 21 апреля 2025 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены поправки, ужесточающие наказание за дискредитацию Вооруженных сил РФ, призывы к санкциям против России, ее граждан либо российских юрлиц, а также за участие в исполнении решений международных организаций, где страна не представлена.
В частности, за призывы к введению санкций против страны, совершенные из корыстных побуждений или по найму, предусматривается до 5 лет лишения свободы, в т. ч. со штрафом до 500 тыс. руб. За дискредитацию Вооруженных сил РФ при тех же мотивах грозит до 7 лет лишения свободы.
Такое же наказание последует за оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует. Во всех случаях может применяться конфискация имущества.
Определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни
Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса РФ и определен порядок использования отгулов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Такой день отдыха по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется не использованный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, работнику при увольнении выплачивается разница между полагавшейся ему оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день.
Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя. Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Сроки оказания медицинской помощи человеку с онкологическим диагнозом
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Постановление Правительства № 2353) утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно указанному нормативно-правовому акту, срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию составляет не более 2 часов. Сроки ожидания прима врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами педиатрами участковыми с момента обращения в медицинскую организацию составляет не более 24 часов.
Приём узкими специалистами (окулистом, оториноларингологом, хирургом, неврологом и др.) должен быть организован не позднее 14 дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Время доезда до пациента бригад скорой помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме составляет не более 20 минут.
Важно отметить, что при подозрении у пациента онкологического заболевания или его наличия сроки оказания медицинской помощи:
в случае подозрения на онкологическое заболевание консультации узких специалистов для пациентов должны быть организованы не позднее 3 рабочих дней. Кроме того, не позднее 3 рабочих дней с момента постановки диагноза врач-онколог устанавливает диспансерное наблюдение за пациентом.
В случае подозрения на онкологическое заболевание сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований сокращаются до 7 рабочих дней со дня назначения исследований. - не более 7 дней со дня установления диагноза (состояния) отводится для оказания плановой специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи для пациентов с онкологическим профилем.
Запрещается продажа детям потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения
Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривающие обеспечение прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов и (или) их паров при использовании не по прямому назначению потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения.
Так, в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов и (или) их паров запрещается продажа (в том числе дистанционным способом) несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения.
Перечень потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения и порядок его формирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Продавец обязан отказать покупателю в продаже (в том числе дистанционным способом) потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, но продавец не может в установленном порядке в этом удостовериться.
Старший помощник межрайонного прокурора Ю.С. Мочалова |