Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Упрощена процедура возбуждения уголовного дела о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым уголовным делом
Установлено, что в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении нового преступления, отнесенного к подследственности того же органа предварительного расследования, и при наличии оснований для соединения уголовных дел, предусмотренных частями первой и второй статьи 153 УПК РФ, следователь, дознаватель вправе без выделения в отдельное производство материалов возбудить уголовное дело, которое соединяется с расследуемым уголовным делом в соответствии с частью третьей статьи 153 УПК РФ.
Федеральный закон от 20.03.2025 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Запрет на продажу ряда лекарств действует с 1 июня 2025 года
1 июня вступил в силу запрет на продажу ряда лекарств после проверки кода маркировки в режиме онлайн.
Речь идет о таких случаях:
- в системе мониторинга движения лекарств нет сведений о маркировке или вводе в оборот;
- заблокировано внесение в систему сведений о вводе в оборот, об обороте или его прекращении;
- приостановлено применение лекарства;
- прекращен оборот препарата;
- истек срок годности лекарства;
- не соблюдены требования к маркировке.
Напомним, для режима офлайн единого срока нет. Например, лекарства, применение которых приостановлено, нельзя будет продавать с 1 сентября 2025 года.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы
Право на вознаграждение за труд является гарантированным правом человека и гражданина и закреплено частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации. Невыплата заработной платы – это существенное нарушение конституционного права работающего, за которое установлена уголовная ответственность ст. 145.1 УК РФ.
Норма этой статьи предусматривает наличие трех самостоятельных составов преступления.
Уголовная ответственность по части 1 данной статьи наступает в случае частичной невыплаты заработай платы свыше 3 месяцев в сумме менее половины от положенного работнику, а по части 2 – ее полной невыплате либо оплате в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда свыше 2 месяцев.
В случае полного погашения задолженности по заработной плате в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела с выплатой потерпевшим денежной компенсации виновное лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частям 1 и 2 статьи 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности.
Если при наличии любого из указанных в части 1 или 2 статьи 1451 УК РФ условий дополнительно наступили тяжкие последствия, когда невыплата заработной платы повлекла материальные затруднения, угрожающие существованию человека, содеянное квалифицируется по части 3 данной статьи.
Сроки задержки выплат исчисляются со дня, следующего за установленной датой их получения, определенной правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. При этом важным условием наступления уголовной ответственности по данной статье у работодателя является наличие финансовой возможности для выплат или неправомерные умышленные действия виновного лица, направленные на устранение (сокрытие) такой возможности.
За совершение рассматриваемого преступления в зависимости от тяжести содеянного предусмотрено наказание как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы сроком до пяти лет.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
О противодействии преступлениям, совершаемым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Хищение, совершенное с использованием современных информационно-коммуникационных технологий является общественно опасным деянием, причиняющим значительный имущественный вред гражданам. Наблюдается значительный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств у физических и юридических лиц из банков и иных кредитных организаций, совершаемых в виде дистанционного мошенничества.
Злоумышленники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Они преследуют цель - получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных о банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками или представителями правоохранительных органов.
В подавляющем большинстве случаев преступники используют следующие основные схемы обмана. Так, злоумышленник звонит или отправляет смс-сообщение на телефон, сообщая что банковская карта или счет мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет преступника.
Может поступить звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет мошенника.
Потерпевший заказывает товар через сеть Интернет, оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ. В таких случаях важно быть внимательным и не использовать непроверенные сайты, в том числе сайты-двойники.
При возникновении подобных ситуаций необходимо оперативно самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи с целью блокировки карты, номера телефона, отключения услуг и т.д. Данные действия способствуют незамедлительному установлению злоумышленника и предотвращению совершения преступления.
Важно помнить! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты Вашей карты включая CVV-код.
Исключите разговоры с неизвестными лицами по поводу состояния Ваших банковских счетов. При необходимости получить кредит или воспользоваться иными банковскими услугами обращайтесь непосредственно в офисы банковских организаций или пользуйтесь официальными сайтами и приложениями проверенных банков.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Благотворительный фонд и правозащитная организация
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Федеральный законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ч. 1 ст. 6 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).
В свою очередь правозащитная организация представляет собой негосударственную организацию, созданную с целью оказания правовой помощи отдельным группам населения и содействия в восстановлении и реализации их прав. Правозащитные организации являются общественными объединениями, деятельность которых основана на положениях ст. 30 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях») под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Цели благотворительный организаций можно выделить через призму целей благотворительной деятельности, которые нашли свое закрепление в ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»:
– социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
– подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
– содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
– содействия защите материнства, детства и отцовства;
– содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
– содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан и другие.
В свою очередь основной и главной целью правозащитных организаций является защита прав и свобод человека.
Таким образом, целями правозащитных организаций являются оказание правовой помощи отдельным группам населения и содействие в восстановлении и реализации их прав; такие цели ограничены кругом вполне конкретных вопросов (проблем). В свою очередь, цели благотворительных фондов состоят в осуществлении благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
Согласно ст. 16.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов детей.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Соответственно исходя из изложенного, система состоит из:
- уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка;
- уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ.
Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;
3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ:
1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;
2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;
3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.
Уполномоченные по правам ребенка выполняют важную роль в создании и становлении правозащитных детских и молодежных общественных организаций, включении их представителей в коллегиальные органы по вопросам детства. Такая социально-позитивная деятельность уполномоченных способствует отрыву несовершеннолетних от криминальной субкультуры, предоставляет им реальную альтернативу защиты и реализации своих законных интересов.
Помощник межрайонного прокурора А.А. Дибиров
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Присяжные заседатели
Требования, предъявляемые законом к присяжным заседателям, устанавливаются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 № 113-ФЗ, УПК РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 № 113-ФЗ присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела».
В соответствии со ст. 7 названного Закона из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются лица, в случае подачи письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
1) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
2) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
3) лицом, достигшим возраста 65 лет;
4) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
5) военнослужащим;
6) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения;
7) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом органов принудительного исполнения Российской Федерации или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;
8) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
9) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - в течение пяти лет со дня увольнения;
10) священнослужителем.
Участие в суде в качестве присяжного заседателя дает возможность для каждого ознакомиться с судебной системой, понять его механизмы и порядок работы изнутри, а полученные в ходе этого опыт и знания использовать в обычной жизни.
Помощник межрайонного прокурора А.В. Раков
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Приватизация жилого помещения
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином. Нотариального удостоверения договора передачи не требуется, государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-х месячный срок со дня подачи документов.
Граждане в случае нарушения их прав при решении вопросов приватизации жилых помещений вправе обратиться в суд.
Помощник межрайонного прокурора О.Н. Ирова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Назначение и предоставление жилых помещений маневренного фонда
К числу специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда, которые в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.
Кроме того, маневренное жилье предоставляется гражданам: чьи жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; которые утратили приобретенные за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа жилые помещения, в результате обращения на них взыскания и на момент обращения взыскания такие жилые помещения являлись единственными для граждан.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются по договору найма жилого помещения маневренного фонда из расчета не менее чем 6 кв.м. жилой площади на одного человека на период:
- до завершения капитального ремонта или реконструкции дома;
до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание;
до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ;
до завершения расчетов с гражданами, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на 2 года.
Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Признание жилого помещения непригодным для проживания
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Оценка и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082, либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и принимает одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Указанные решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Помощник межрайонного прокурора А.А. Дибиров
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Основания прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основания прекращения и приостановления права на управление транспортными средствами, к которым относятся:
- истечение срока действия водительского удостоверения;
- выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
- лишение права на управление транспортными средствами.
Прекращение действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами осуществляется в судебном порядке.
При наличии психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ, вопрос о прекращении права на управление транспортным средством разрешается по административному исковому заявлению прокурора, возбужденному в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, право на управление транспортными средствами может быть ограничено в качестве временной меры, направленной на обеспечение явки по повестке военного комиссариата граждан для первоначальной постановки на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. В последующем указанная мера может быть отменена.
Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1191. Так, изъятое водительское удостоверение у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, возвращается по истечении срока лишения этого права, при условии успешного прохождения в подразделении Госавтоинспекции проверки знаний правил дорожного движения и наличия сведений об уплате наложенных на это лицо административных штрафов.
Кроме этого, в случае изъятия у лица водительского удостоверения в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами возврат производится в подразделении Госавтоинспекции на основании заявления лица, у которого были выявлены указанные противопоказания и ограничения, и при предъявлении медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя медицинских противопоказаний и ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В случае прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с истечением установленного срока действия водительского удостоверения действие такого права восстанавливается путем выдачи нового водительского удостоверения.
Ст. помощник межрайонного прокурора Ю.С. Мочалова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Об обязанности владельца земельного участка использовать его по целевому назначению сразу после его приобретения
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которым правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов, садового или огородного земельного участка обязан приступить к его использованию по назначению со дня приобретения права на земельный участок (Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ).
Если такой участок не пригоден для его использования сразу после его приобретения и требует освоения, предоставлено 3 года на эти цели.
При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2025 № 1021-р утвержден перечень мероприятий по приведению земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Среди таких мероприятий - освобождение земельного участка от мешающих использованию деревьев, кустарников, сорных растений, от отходов производства и потребления, от предметов, которые привели к захламлению участка и не связаны с его разрешенным использованием и целевым назначением, осушение или увлажнение земельного участка при такой необходимости, рекультивация земель и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 826, которое вступит в силу с 01.09.2025, установлены признаки неиспользования земельных участков, которые будут применяться по истечении трехлетнего срока, предоставленного для освоения земельного участка при такой необходимости.
Следует отметить, что неиспользование земельного участка по целевому назначению или невыполнение обязанностей по приведению его в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, может повлечь привлечение к административной ответственности по части 3 или части 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В первом случае штраф на граждан составит от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. рублей, во втором - от 20 до 50 тыс. рублей.
Ст. помощник межрайонного прокурора О.В. Бузько
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Ответственность за культивирование наркосодержащих растений
Под культивированием наркосодержащих растений следует понимать деятельность, связанную с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям.
В силу ч. 1 ст. 231 УК РФ незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Нормы указанной статьи предусматривают также квалифицирующие признаки преступления, к которым относится совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 231 УК РФ) либо в особо крупном размере (п. «в» ч. 2 ст. 231 УК РФ). Санкция ч. 2 ст. 231 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
В ст. 231 УК РФ имеется примечание, согласно которому крупный и особо крупный размер культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей указанной статьи утверждаются Правительством Российской Федерации. На данный момент крупный и особо крупный размеры культивирования наркосодержащих растений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934. Например, крупным размером культивирования конопли является посев (выращивание), начиная от 20 растений, особо крупный – от 330.
Уголовная ответственность по ст. 231 УК РФ наступает лишь в случае культивирования в крупном и особо крупном размерах. Во всех остальных случаях совершенные деяния влекут административную ответственность.
Ст. помощник межрайонного прокурора Ю.С. Мочалова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
За какие действия коллекторов предусмотрена уголовная ответственность?
Уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность предусмотрена статьей 172.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая введена с июля 2023 года.
При взыскании долгов коллекторы нередко используют незаконные методы и не соблюдают требования Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Данный Федеральный закон предусматривает запрет применения к должнику физической силы либо угрозы ее применения, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожения или повреждения имущества либо угрозой таких действий; применения методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказания психологического давления на должника и иных лиц, использования выражений, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
Уголовная ответственность предусмотрена в случае:
действий коллекторов по возврату просроченной задолженности, которые соединены с угрозой применения насилия (уничтожения или повреждения имущества);
возврата задолженности коллектором с распространением ложных сведений, которые порочат честь и достоинство потерпевшего или его близких, либо с угрозой распространить такие сведения.
Такие действия могут быть осуществлены любыми способами (телефонные звонки, письма, электронные сообщения, личные требования и т.п.), при этом обязательно выражение требования возврата должником суммы долга.
К уголовной ответственности за такие преступления могут быть привлечены работники организации-кредитора, лица, которым переданы права по договору уступки права требования, и действующие от имени или в интересах коллекторской организации.
За совершение таких действий предусмотрены следующие виды наказания:
- штраф в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- принудительные работы на срок до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ст. помощник межрайонного прокурора О.В. Бузько
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
С 1 сентября 2025 года выпускники колледжей, поступающие в вузы на обучение по тому же профилю, освобождаются от сдачи ЕГЭ
Федеральным законом от 21.04.2025 № 85-ФЗ внесены изменения в статью 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым с 1 сентября 2025 года абитуриенту, имеющему среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) программ бакалавриата, программ специалитета, предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.
Соответствие направленности (профиля) программ бакалавриата, программ специалитета направленности (профилю) среднего профессионального образования определяется образовательной организацией высшего образования.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый порядок предоставления академического отпуска обучающимся
Приказом Минобрнауки России от 04.04.2025 № 303 утверждён Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся, который вступает в законную силу с 1 сентября 2025 года.
В соответствии с нововведениями академический отпуск предоставляется обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в связи с временной невозможностью освоения ими образовательной программы в образовательной организации, в случае призыва на военную службу или заключения контракта о прохождении военной службы, по медицинским показаниям, а также в иных исключительных случаях, в том числе в связи со стихийными бедствиями, по семейным обстоятельствам.
Продолжительность такого отпуска единовременно не может превышать 12 календарных месяцев. Исключение составляет академический отпуск в связи с прохождением военной службы или по медицинским показаниям, его срок не может превышать 2 года.
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования не ограничены по количеству предоставляемых академических отпусков.
Помощник межрайонного прокурора В.А. Ракова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Ответственность за коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются противоправные деяния государственных служащих, выражающиеся в нарушении антикоррупционного законодательства с использованием своего служебного положения и влекущие административную или уголовную ответственность.
Взятки даются за любые незаконные действия: заключение выгодного контракта; непривлечение к установленной законом ответственности при наличии оснований; на бытовом уровне за сдачу экзамена при отсутствии знаний, и многое другое.
По российскому уголовному законодательству одинаковое наказание до 15 лет лишения свободы предусмотрено как за получение, так и дачу взятки, наказание до 12 лет грозит за передачу ее по просьбе другого лица.
При назначении наказания за взятки суд, как правило, не ограничивается только лишением свободы, в качестве дополнительных видов наказания в подавляющем большинстве случаев применяется штраф, размер которого может достигать нескольких десятков миллионов рублей, а также конфискация имущества, добытого преступным путем в собственность государства.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения также предусматривает крупные денежные штрафы.
Наиболее распространены такие административные правонарушения как незаконное вознаграждение от имени юридического лица, а также незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ бывшего государственного служащего.
Наиболее эффективной мерой при выявлении коррупционных правонарушений является предъявление прокурором в суд искового заявления об обращении в доход Российской Федерации движимого и недвижимого имущества либо его стоимости, а также цифровых финансовых активов должностного лица, не представившего сведения, подтверждающие законность их приобретения.
Помощник межрайонного прокурора О.Н. Ирова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Порядок приостановления и прекращения уголовных дел в отношении участников СВО
С 02.10.2024 установлен порядок приостановления уголовных дел
в отношении лиц, совершивших преступление, которые призваны на военную службу.
Данный порядок применяется как в отношении подозреваемых
и обвиняемых на досудебной стадии производства по уголовному делу либо в судах первой и второй инстанций, так и к осужденным, отбывающим наказание.
Приостановление производится органом предварительного следствия или суда на основании ходатайства командования воинской части (учреждения) в отношении обвиняемых (подсудимых), призванных на военную службу
в Вооруженные Силы Российской Федерации в период мобилизации или в военное время либо заключивших в период мобилизации, военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы либо проходящих военную службу в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Помимо этого названные лица освобождаются от уголовной ответственности в случае награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, или при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста пребывания в ней, состоянию здоровья, а также в связи с окончанием периода мобилизации или отменой военного положения.
Помощник межрайонного прокурора А.В. Раков
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Административный надзор – способ контроля за осужденным
Административный надзор является способом государственного контроля за осужденными и осуществляется органами внутренних дел в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на которых по решению суда возложены определенные обязанности.
Цель административного надзора - индивидуальное профилактическое воздействие для предупреждения повторного совершения осужденными преступлений и правонарушений.
Административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении имеющих судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, а равно за совершение умышленных преступлении в отношении несовершеннолетних и определенных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Надзор может быть установлен, если осужденный злостно нарушает порядок отбывания наказания, либо в течение года после освобождения дважды и более раз привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка.
Срок административного надзора определен для каждой категории осужденных, но в любом случае не может превышать общих сроков погашения судимости.
Законом предусмотрен определенный перечень административных ограничений, которые может установить только суд, куда входят запрещение:
- посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них указанных мероприятиях;
-пребывания за пределами места жительства в определенное время суток;
- выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел и иные ограничения.
За несоблюдение ограничений осужденному грозит административная или уголовная ответственность.
По заявлению органа внутренних дел административный надзор может быть досрочно прекращен судом при выполнении следующих условий:
- истечения не менее половины срока административного надзора;
- добросовестного соблюдения административных ограничений;
- выполнения возложенных обязанностей;
- наличия положительной характеристики.
Не может быть досрочно прекращен административный надзор над лицами, отбывавшими наказание за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Ст. помощник межрайонного прокурора А.А. Краснова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Конфискация авто пьяных водителей
Внесенные в 2022 году изменения в Уголовный кодекс РФ позволили судам принимать решения о конфискации автомобилей водителей, управлявших авто в состоянии опьянения, ранее подвергнутых за это или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения административной ответственности или имеющих судимость.
Подобная практика набирает обороты. Если в 2023 году судами Санкт-Петербурга конфисковано порядка 50 автомобилей, то за 10 месяцев 2024 года 110.
Некоторые, зная об этом, чтобы избежать конфискации, не дожидаясь приговора, продают свой автомобиль.
Однако, в этом случае суд взыскивает в доход государства с виновника его стоимость.
Есть и такие, кто при продаже автомобиля, значительно занижает его стоимость.
В этом случае суд назначает товароведческую экспертизу с указанием марки, модели, года выпуска, технических характеристик автомобиля, по результатам которой устанавливает его среднерыночную цену, взыскивая ее в доход государства.
Ст. помощник межрайонного прокурора А.А. Краснова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Виды ответственности за нанесение побоев
За побои предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает в случаях, когда побои нанесены впервые и не повлекли за собой вреда здоровью, т.е. причинили физическую боль, но не вызвали кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.
Такие деяния подпадают под действие ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наказанием в виде штрафа до 30 тыс. руб., административного ареста до 15 суток, либо обязательных работ до 120 часов.
Уголовная ответственность за побои наступает в случаях нанесения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию и год с момента вступления административного постановления в силу не истек или причиненных из хулиганских побуждений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, в т.ч. в отношении какой-либо социальной группы.
Наказание за подобные действия наступает по ст. 116 Уголовного кодекса РФ и максимально может быть назначено в виде 2-х лет лишения свободы.
Если же в результате побоев причинен вред здоровью, повлекший кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности – такие действия квалифицируются ст. 115 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Помимо административной и уголовной ответственности виновный может быть привлечен судом к гражданско-правовой ответственности по иску потерпевшего.
Она не отменяет ни административную, ни уголовную, а дополняет их.
Удовлетворение иска означает обязанность виновного компенсировать расходы на лечение, утраченный заработок, а также возместить моральный вред, то есть физические и нравственные страдания, причиненные потерпевшему.
Размер компенсации определяется судом исходя из всех обстоятельств дела.
Ст. помощник межрайонного прокурора А.А. Краснова
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Внесены уточнения в порядок прохождения службы в органах внутренних дел РФ
Приказ МВД России от 27.05.2025 № 322
«О внесении изменений в Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50»
Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2025 № 82678.
Установлено, что в период действия военного или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, специальных и иных определенных Президентом РФ операций и выполнения задач в области территориальной обороны, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при пресечении массовых нарушений общественного порядка и угроз общественной безопасности и в иных подобных, критических по степени опасности и последствиям для граждан, общества и государства особых условиях природного, биологического, техногенного или социального характера на сотрудника органов внутренних дел с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей, равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел, с одновременным освобождением его от выполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового. Срок исполнения обязанностей по вышестоящей, равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел не может превышать один месяц после окончания периода действия таких условий.
Старший помощник межрайонного прокурора О.В. Бузько
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Минздравом переиздан ряд нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья несовершеннолетних
<Письмо> Минздрава России от 10.06.2025 N 15-2/И/2-11559
<О переиздании нормативных правовых актов в области охраны здоровья несовершеннолетних>
Так, в целях унификации подходов к оказанию медицинской помощи в образовательных организациях Минздравом издан приказ от 14 апреля 2025 г. N 213н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательной организации", которым, в частности, обновлен стандарт оснащения медпункта и актуализированы его функции, предусмотрена возможность обеспечения приема лекарственных препаратов детьми с хроническими заболеваниями, актуализировано штатное расписание медпунктов и пр.
Кроме того, издан приказ Минздрава от 30 апреля 2025 г. N 268н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха", которым:
предусмотрена обязанность лицензирования медицинской деятельности организации отдыха детей и их оздоровления при наличии медработников в штате;
предусмотрена возможность применения личных медицинских изделий детьми с хроническими заболеваниями под контролем медицинских работников медпункта детского лагеря;
актуализирован стандарт оснащения медицинского пункта и перечень лекарственных препаратов для медицинского применения;
расширен перечень должностей медицинских работников;
актуализировано положение об оказании первой помощи в детских лагерях.
Сообщается, что указанные нормативные правовые акты вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Помощник межрайонного прокурора А.В. Раков
Кольчугинская межрайонная прокуратура разъясняет
Разработаны методические рекомендации по приему на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре
<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2025 № МН-5/1419
«О направлении рекомендаций»
Методические рекомендации подготовлены в связи с изданием приказа Минобрнауки от 18 апреля 2025 г. N 366 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре".
Документом определены особенности проведения вступительных испытаний, учета индивидуальных достижений обучающихся, порядок приема заявлений и документов, порядок зачисления, подачи и отзыва согласия на зачисление, отказа от зачисления, порядок зачисления на места в рамках контрольных цифр приема и проведения дополнительного приема на обучение.
Старший помощник межрайонного прокурора О.В. Бузько
|